Танцевальное искусство армянского народа
В каждой области и провинции Армении есть свои национальные особенности, в том числе танцы и костюмы «тараз». Каждый шаг, каждый взмах имеет определённое значение и отражает историю Армении.
Некоторые шедевры армянского хореографического искусства и сейчас достаточно популярны и подчас являются неотъемлемой частью празднования различных событий. К наиболее известным военным композициям относятся берд и трахаг, которые исполняют исключительно мужчины. Обязательный элемент танца — построение крепости (по-армянски — «берд») что символизирует те времена, когда жителям приходилось защищать свои земли от многочисленных завоевателей. Берд единственный народный танец, включающий в себя подобный элемент. Особенностью трахага является использование в процессе исполнения различного оружия (сабель, мечей, заостренных палок), с помощью которого имитируются движения воина. Этот танец изначально имел важное обрядовое значение. Он внушал мужчинам смелость и отвагу перед военными походами.
Армянский танец невесты — Узундара
Родиной узундары является Нагорный Карабах, именно там появилась традиция, по которой невеста отдает дань родителям и прощается с родным домом перед свадьбой в процессе танца. Все движения характеризуются пластичностью, нежностью, сдержанностью и исполняются в медленном темпе.
Шалахо
На территории всего Кавказа очень популярен танец шалахо. Он имеет достаточно много интерпретаций, а об истории его происхождения до сих пор спорят знатоки культурных традиций Кавказа. Но все же большинство склоняются к мнению, что первоначально он возник именно в Армении, а позже распространился на близлежащие территории. Чаще всего армянский танец шалахо исполняют двое мужчин и одна женщина. Мужчины по сюжету хореографической композиции борются за расположение и внимание прекрасной дамы, демонстрируя свои достоинства. Они двигаются энергично и экспансивно, а женщина, напротив, выполняет сдержанные и пластичные движения.
Кочари
Название танца дословно переводится как «кочэл» (кочевать) и означает пляску кочевников. Подражательность движений особенно ярко выражена в стремительных выпадах вперёд, в переносах упора назад, имитируя размах и в резком выпрямлении колена после выпада, с наклоном торса вперед, для того, чтобы «боднуть» соперника.
Предполагается, что вид плясок кочари был связан с культом плодородия. Кочари близок к пляскам Вэр-вэри также посвященных культу плодородия. Так например, некоторые пляски вида Кочари в быстрых частях развивают не основу в 8 единиц счёта своей I части, а переходят на быстрые части в 6 единиц, присущие виду Вэр-вэри. Это указывает на наличие процесса разложения старой формы данного вида плясок за утерей старого содержания и на слияние остатков этой формы с наиболее родственной ей формой плясовых фигур других плясок аналогичного культа плодородия, с каковыми были связаны истоки плясок вида Вэр-вэри.
Правильной основной формой кочари является плясовая фигура, состоящая из 8 основных движений, совершаемых по четвертям, правильнее сказать, по одной восьмой, и выдерживающих по паузе в одну восьмую. В 8 подобных основных движений кочари вкрапливаются характерные приплясы, сначала с помощью пригибов и выпрямлений колен, затем с помощью подъемов на носок и спусков на всю ступню, переходящих в быстрых частях в прыжки, изображающие скачку.
Сегодня армянские танцы популярны не только на территории Армении, но и по всему миру. В городе Тюмени в 2014 году, под руководством Карины Цатурян и Мариам Григорян образовался ансамбль армянского народного танца «Наири». Изначально коллектив состоял из 15 человек, а сегодня свыше 150 детей армянской национальности, практически ежедневно репетируют в новом зале Армянского Культурного Центра имени «Месропа Маштоца» по адресу улица Республики 31. При поддержке председателя Союза Армян Тюменской Области, Абрама Овеяна, ансамбль народного танца обеспечен сценическими и тренировочными костюмами. Ребята в свою очередь усердно занимаются, и выигрывают лучшие призовые места. Так, например, ансамбль многократно был удостоен грамотами и благодарственными письмами от Комитета по делам национальностей Тюменской Области, а на 4 Международном конкурсе армянских народных танцев «Hayordik», коллектив «Наири» заняли почетное 2 место.
В скорм времени, ансамблю исполнится 5 лет, в честь которого Карине Цатурян готовит новую концертную программу. Союз Армян Тюменской Области желают ансамблю «Наири» не останавливаться на достигнутом успехе и благодарит за сохранение и развитие армянского народного танца!
текст Бархударян Жасмены
САТО